Главная » Статьи » Миссия

Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы Часть2
Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005-2010 годы ЧАСТЬ 2 /Заключительная/ Миссия среди переселенцев Сибири и Дальнего Востока В настоящее время территория Восточной Сибири и Дальнего Востока интенсивно заселяется имигрантами, в основном, из Китая и Кореи. Эти народы несут с собой свою культуру, а любая культура, как известно, имеет своим сущностным ядром определенный культ, религию. Так, например, со времени перерегистрации после 2000 года в Сахалинской области наблюдается рост количества религиозных объединений неопротестантской, харизматической направленности, происходящих, в основном, из Южной Кореи. В результате сложившейся ситуации происходит вовлечение молодежи в деятельность деструктивных религиозных объединений; расширение сферы влияния этих объединений посредством лоббирования своих интересов, использования изъянов в законодательстве и привлечения средств массовой информации. При этом любые вмешательства в подобную деятельность рассматриваются как посягательства органов государственной власти на их религиозную свободу. Данные религиозные объединения обладают мощными финансовыми и материально-техническими средствами, что позволяет им вести активные пропагандистские кампании под прикрытием акций по оказанию гуманитарной помощи, маскируясь под образовательные, благотворительные международные организации. Поэтому многие люди, оказавшись духовно дезориентированными, легко становятся жертвами подобных действий. В этой связи необходимо отметить, что миссия, несомненно, становится важнейшей духовной потребностью современных христиан этого обширного региона. Миссионерам, находящимся и свидетельствующим на этой территории, необходимо обратить внимание на переселенцев в двух аспектах. Во-первых, переселенцы несут с собой определенное религиозное мировосприятие, от влияния и соблазнов которого необходимо оградить православных, возможно еще не до конца утвержденных в вере Христовой. Во-вторых, необходимо направить усилия миссии на изучение традиций и мировоззренческого базиса, дабы евангелизация данной этнической группы проходила в соответствии с принципом инкультурации. Здесь нельзя не сказать, что силами одного духовенства невозможно справиться с насущными задачами миссии. Поэтому первостепенными задачами в деле миссии среди переселенцев должны быть следующие: - работа по подготовке миссионерских кадров из мирян в существующих ныне приходах; - организация православных досуговых центров для детей и молодежи переселенцев, которые бы сочетали в себе традиционные для них этнокультурные основы бытия и активную миссионерскую деятельности по воцерковлению этих людей; - оказание миссионерскими станами совместно с государственными органами по делам миграции, по согласованным (прежде всего в правовом отношении) программам, помощи в трудоустройстве переселенцев, и в тоже время оценка их духовно-нравственной и социальной направленности (созидательной или разрушительной); - предотвращение посредством православного просвещения процесса духовной ассимиляции титульных наций, происходящей в связи со стремительно развивающимся в России демографическим кризисом и интенсивной миграцией. Образ современного миссионера и его качества Любой член Апостольской Церкви обязан осознавать ответственность свидетельства возложенную на него. Каждый член Церкви, как Тела Христова, являясь причастником Таинства Евхаристии, а значит и непосредственным свидетелем Воскресения Христова, является свидетелем и посланником Нового Завета, является миссионером по призванию. Миссионерский же императив, выраженный апостолом Павлом, заставляет миссионера делиться той радостью спасения, которую он обрел во Христе. Это не привилегия и не профессиональная обязанность, касающаяся исключительно пастырства; «ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, - говорит апостол, - потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор.9:16). Современным миссионерам, как никогда ранее, приходится искать нестандартные решения практически во всех сферах церковной жизни, причем даже там, где все, кажется, давным-давно устоялось и не подлежит пересмотру. В этом контексте миссионер должен уметь донести опыт святоотеческой традиции на языке, понятном современникам. Необходимо вновь открывать Христово Евангелие, возобновлять и утверждать миссию Церкви. В современном обществе, где забыта заповедь о любви к ближнему и царит повсеместное безразличие, в том числе и к вопросам религиозным, миссионер должен уметь всколыхнуть индифферентного. Миссионер, являясь посредником и проводником традиции, должен передавать не столько интеллектуальный багаж богословских концепций, сколько личный образ следования за Христом. В духовном руководстве наставник не должен подменять решение новоначального собственным приказом. В этом отношении «псевдостарчество» противоречит миссионерскому императиву и постулату апостола: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). «Духовное руководство – это не манипулирование сознанием людей, это власть любви, а не духовного насилия», – как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Исторический опыт православной миссии со времен апостольских являет нам примеры тех качеств, которыми должен обладать миссионер: молитвенность, смирение, бескорыстность, ревность о Боге и приветливость. Проповедь преемников апостолов обязана соответствовать «здравому учению» , которое имеет авторитет «правила веры» (2 Тим. 3: 10-14; Тит. 2:1). Однако, проповедуя Евангелие, самому миссионеру надо, по слову Христа, стать обильным источником живой воды, напояющей жаждущих (Ин. 7:38). И хотя в настоящее время в распоряжении Синодального Миссионерского отдела имеются храмы-вагоны, храмы-корабли, храмы-автомобили, которые успешно выполняют свою миссию, как в отдаленных территориях, так и в центре России, главным остается личность самого миссионера, его потребность делиться духовными дарами со всеми людьми и его жертвенная любовь. Православные миссионеры часто исполняют свое служение в условиях исключительной сложности. Поэтому одно из необходимых качеств, которое требуется от них – это терпение со смиренной преданностью Богу, с готовностью преодолевать все трудности. К сожалению, многим священнослужителям недостает подобных качеств, поэтому их приходы не становятся миссионерскими, а все больше напоминают места для требоисполнений. Просветительская деятельность в различно ориентированных слоях населения требует постоянного обновления миссионерского служения и выдвигает жесткие требования к миссионерам. Миссионеры несут благую весть людям, которые еще не осознают потребности в Русской Православной Церкви. Люди эти чрезвычайно разнообразны по своему жизненному опыту, возрасту, образованию, профессиям и в быстро меняющемся мире эти люди требуют постоянной заботы и участия. Перспективные направления миссионерского служения Русской Православной Церкви Исходя из предыдущих разделов Концепции, определим наиболее перспективные направления миссионерского служения Русской Православной Церкви: Распространение положительного опыта миссионерской деятельности, наработанного в разных епархиях (использование речных судов, поездов, автобусов, создание выездных групп, работа со светскими педагогами, библиотеками, проведение крестных ходов, и др.). Усиление миссионерской направленности в учебно-воспитательном процессе Духовных школ: совершенствование преподавания миссиологии и связанных с ней дисциплин; участие в миссионерско-катехизаторской практике. Поддержка на общецерковном уровне миссионеров, несущих свое служение в отдаленных епархиях Сибири и Дальнего Востока. Поощрение внебогослужебного общения людей — в частности, через проведение собраний и совместных трапез прихожан после совершения Литургии с целью общения и обсуждения насущных вопросов. Повышение пастырской ответственности путем развития священнослужителями внутриприходской миссии, например необходимо регулярное пребывание священнослужителей в храме во внебогослужебное время для общения с людьми, богословская оценка поступающей в приход литературы. Привлечение мирян к активной церковной деятельности посредством выполнения определенных миссионерских поручений и участия в социальной диаконии. Широкое применение различных языков миссионерской проповеди: от высокого храмового литургического слога до речи, понятной детям, молодежи, воинам, государственным служащим и т.д. Укрепление атмосферы терпимости по отношению к миссионерским поискам в Церкви, а также к тем реалиям культурного и общественного бытия, которые не зависят от нашей воли, но извне вторгается в церковную жизнь. Возрождение практики оглашения взрослых людей перед их Крещением, привлечение к оглашению активных членов общины. Совершение Богослужений и издание православной литературы на местных языках, создание переводческих историко-архивных комиссий в епархиях, при церковно-богословских центрах и Духовных школах. Расширение контактов с различными возрастными слоями посредством организации общедоступных мероприятий по интересам: клубов и лагерей, походов, а также с группами социального риска: наркозависимыми, ВИЧ-инфицированными, беспризорниками и иными. Целенаправленный учет в проповеди православного пастыря-миссионера специфики восприятия мира молодежью. Создание на каждом приходе особой миссионерской духовной и культурной атмосферы, находясь в которой молодые люди были бы надежно защищены от пагубного воздействия внешнего мира, и подготавливали себя к семейной жизни как церковному служению. Использование сети существующих светских библиотек для создания в них миссионерских просветительских фондов и организации тематических выставок, посвященных важным событиям церковной жизни; активное комплектование школьных и публичных библиотек церковными книгами миссионерского содержания. Придание упреждающего характера миссии Русской Православной Церкви в информационном пространстве, с целью своевременной реакции на происходящие в обществе события. Использование православными миссионерами всего многообразия новейших информационных технологий. Противодействие активному вытеснению православных программ из светских СМИ. Расширение миссионерской деятельности монастырей через присутствие в интернет-пространстве, формирование общедоступных библиотек, ведение богословских курсов и воскресных школ, а также работу с людьми, нуждающимися в духовной помощи. Продолжение развития всех приемлемых форм антисектантской деятельности. Разработка целенаправленных миссионерских программ в связи с такой миграцией населения, которая порой приводит к экспансии псевдоисламских фундаменталистских и ваххабистских течений, с целью нейтрализации их прозелитизма и религиозного экстремизма. Противодействие деструктивным культам позитивной созидательной церковной деятельностью, просвещением, благотворительностью. Современное миссионерское поле Русской Православной Церкви Каноническое основание миссии предполагает «территорию пастырской ответственности», в рамках которой совершается миссия Церкви. Современное миссионерское поле – это души людей, нуждающиеся в принятии спасительного Евангельского Слова. Поэтому вопрос о состоянии современного миссионерского поля стоит гораздо шире, он должен быть рассмотрен не только в каноническом, но в историческом и культурном аспектах. Исторически сложившиеся условия миссии Русской Православной Церкви на территории России и за рубежом подтверждают тот факт, что во Христе «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Поэтому основной критерий миссионерского поля опирается на онтологическое единство Церкви во Христе и, следовательно, единственности ее свидетельства. В этом контексте становится невозможным извратить понимание единства и универсальности свидетельства в пользу экуменической теории «ветвей», где свидетельство трактуется как свидетельство разных христианских деноминаций, с разных позиций, но об Одном. Сегодня миссионерская деятельность Русской Православной Церкви включает в себя, главным образом, внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в лоно Церкви людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры. Еще одним важнейшим направлением миссионерской деятельности является противостояние деструктивным культам. Поэтому в определении миссионерского поля нужно различать внутреннее и внешнее. Внутренним критерием миссионерского поля предполагается свидетельство среди крещенных, но не просвещенных, а также пасомых Русской Православной Церкви, подпавших под влияние тоталитарных и деструктивных культов. Деятельность православного миссионера преимущественно протекает не внутри церковной ограды, а вне ее. Она имеет при всем своем внутреннем духовном содержании четко выраженную светскую, мирскую, политическую проекцию. Миссионеры несут благую весть людям, которые еще не осознают потребности в Православной Церкви. Люди эти чрезвычайно разнообразны по своему жизненному укладу, возрасту, образованию, интересам, профессиям. Миссионер не пропагандист и не агитатор, а соработник Духа Святого, благовестник Слова Божия. «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор. 3:9). Современный миссионер обязан знать чаяния просвещаемых им людей, угрозы современного мира, реальную картину религиозного состояния общества. Исходя из этого, будет уместным привести некоторые данные, собранные аналитической группой Миссионерского отдела и светскими социологами, о состоянии «миссионерского поля» России. I. Демографические угрозы В России с конца 80-х годов ХХ века отмечено резкое ухудшение здоровья населения, демографические потери обрели характер сверхсмертности (например, в России умирает больше новорожденных, чем в среднем по Европе) на фоне критического снижения рождаемости. Суммарный коэффициент рождаемости упал до 1,17 (для простого воспроизводства населения его величина должна составлять 2,3-2,5). За прошедшие годы демографический показатель рождаемости (на 1000 населения) в России составил примерно 8,9, а смертности – 16,0. Устойчиво сокращается продолжительность жизни. Общие демографические потери численности населения (депопуляция) превысили 17 миллионов человек. В этом режиме через 80 лет страна может потерять 50% своего основного этнического состава. Необходимо отметить, что с динамикой роста смертности в России практически точно совпадает аналогичная динамика роста преступности. Все указывает на то, что ослабла сама воля к жизни у ведущих российских народностей. В нынешней демографической ситуации становится миссионерской задачей защитить священный дар жизни посредством просветительской программы укрепления семьи, противодействия практике абортов и т.н. «планированию семьи» и т.д. Данные социологических исследований, отображающие распределение населения России по возрастно-половому составу, показывает, что коренные российские народы вымирают. Доля молодого поколения стремительно сокращается, потому что количество многодетных семей малочисленно. Восполнение численности происходит преимущественно за счет миграции. Причиной этого кризиса является ослабление и даже утрата православных традиций, христианских ценностей. Отмеченные процессы вызваны, прежде всего, неблагополучием в духовной, нравственной, эмоциональной сферах, депрессией населения. Определенная часть российского населения лишилась духовных, нравственных и социальных ориентиров, поэтому ныне многие стали обращаться за помощью к Русской Православной Церкви. Однако, несмотря на сокращение численности населения России, демографические условия миссионерского и пастырского служения Церкви осложнены следующими факторами: нехваткой священнослужителей и храмов, ориентированных на миссионерскую работу. По данным Института социологии РАН, в большинстве регионов бывшего СССР на один православный храм приходится от 10 до 20 тысяч верующих, а на одну мечеть – около 4 тысяч верующих, на одну синагогу – около 2,5 тысячи верующих. (В 1928 году, по архивным данным НКВД, на один православный храм в СССР приходилось около 2 тысяч верующих). II. Состояние религиозного сознания Из-за громадной протяженности «территории пастырской ответственности» Русской Православной Церкви в разных регионах существуют отличные друг от друга религиозные ситуации. В епархиях Центрального Федерального Округа большинство населения является православным (например, Белгородской, где за 2004 год совершено около 11 000 Крещений младенцев, что составляет 84% от общего количества родившихся в том году, и по данным Управления Министерства юстиции от общего количества всех зарегистрированных религиозных организаций 80% составляют православные). Совсем иную картину мы наблюдаем на Дальнем Востоке (например, на острове Сахалин, где из 125 официально зарегистрированных религиозных объединений православными являются лишь 43, что составляет 35%). В современных условиях для православного миссионера важно знать, что ожидают люди от Русской Православной Церкви. По данным опросов специалистов Института социологии РАН, 68% опрошенных россиян надеются, что Церковь поможет пережить жизненные трудности; сделает отношения между людьми более нравственными -– 67%; сохранит национальную культуру и традиции – 59%; поможет России выйти из кризиса – 31%; облегчит душевные переживания, страдания и беды – 22%. Приведенные цифры в значительной мере помогают определить направления православной миссионерской деятельности в нынешней России. Однако, в действительности, несмотря на исторические и этнокультурные симпатии к Православию, большая часть населения России находится в состоянии духовной непросвещенности и суеверия. На это указывают данные, приведенные в таблице "Во что верит население России". Астрологи, приметы, экстрасенсы, телепатия, НЛО, магия – вот чему суеверно доверяет большинство населения. Это – духовный фронт миссионерской просветительской работы. Более того, по сведениям, полученным недавно Институтом фонда "Общественное мнение» в ходе еженедельных общероссийских опросов населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России, значительная часть населения утратила традиционное православное уважение к государственной власти и соблюдает законы преимущественно из-за страха наказания – 37% или привычки – 34%. В то же время, семейные регуляторы социальных отношений сохранились, несмотря на катастрофическое снижение нравственности, достаточно сильными. Родителей уважает 81% населения России и на это необходимо опираться в нашем миссионерском служении. Патриотизм также пока еще не потерял значения в российском народе. Большинство населения (62%) воспринимает Родину как более священное понятие, чем свобода личности. Преданность Родине почти у половины населения России более предпочтительное понятие, чем справедливость. Необходимо опираться на таких людей в миссионерской работе и неуклонно осуществлять воспитание и образование молодого поколения в духе любви к Богу, человеку, Отечеству и Церкви, а также уважения к созидательным традициям, семье, закону, обществу, культуре и природе. Весьма интересно и показательно сравнительное отношение населения России к традиционным и западным ценностям. Заметное большинство населения России придерживается традиционных ценностей. Почти половина граждан считает, что Россия по своим традициям, культуре и истории ближе к Европе, чем к Азии. Хотя 38% опрошенных затруднились сделать однозначное предпочтение. В то же время, несмотря на некоторую европейскую ориентацию, 60% опрошенных считают Россию особой страной, непохожей ни на Европу, ни на Азию. Весьма важно мнение людей о влиянии западной культуры на социальные процессы в России. Большая часть (47%) населения считает, что западная культура отрицательно влияет на отношения между людьми в России. Положительно воспринимают влияние западной культуры на отношения людей лишь 17% опрошенных. Многие жители России признают, что негативные процессы в отечественной культуре в значительной мере вызваны тем, что они сами забывают собственную культуру. Таких оказывается 50% из опрошенных. 35% граждан считают, что причина деградации отечественной культуры заключается в усиливающемся влиянии Запада. Засилье западной культуры, по мнению большинства населения России (48%), делает людей хуже. Только 12% из опрошенных думают, что под влиянием Запада люди становятся лучше. Большая часть граждан России не принимает так называемых западных ценностей: неравенство в потреблении ресурсов планеты, социальное неравенство, бедность большей части населения; рыночно-потребительская и рационально-технологическая цивилизация; стереотипы массового сознания; принесение высших целей и будущего в жертву сиюминутным политическим и конъюнктурным выгодам. В кризисных условиях отношение к вере становится позитивным у большинства населения России. Так, например, значительная часть опрошенных граждан (31%) считает, что Президент России должен быть верующим, почти половина думает, что это не имеет значения, а атеистов всего 6%. Духовная безопасность Проблема духовной безопасности является главной в жизни человека, общественных институтов, государств, человечества и мира в целом. Духовность есть основа всего. Принятие и развитие истинной духовности служит необходимым условием спасения личности от смерти. Можно смело утверждать, что те или иные религиозные установки направляют любую деятельность каждого человека и всех социальных структур. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви напрямую направлена на обеспечение духовной безопасности, на усиление созидательных процессов в обществе. Эта деятельность имеет несколько обоснований: в первую очередь, духовное, информационное и правовое, так как разворачивается в конкретном обществе и государстве. Духовное обоснование вытекает из заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя» (Мф. 22:39). В правовой сфере для православных российских граждан немаловажное значение имеет реальная позиция государства по отношению к духовности и духовной безопасности. Для всех честных граждан и государственных служащих важно, что качества духовности определяют, каковы будут правопослушность и нравственность людей. Недаром в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, написано, что «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров». Международным правом признается ряд норм, имеющих отношение к духовной безопасности. Например, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г., гласит: Статья 1, пункт 3: «Свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц». Статья 5, пункт 5: «Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерба ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию». Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950 г., утверждает: Статья 9, пункт 2: «Свобода исповедовать свои религию или убеждения подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц». Европейский парламент в своей резолюции однозначно определил, что нелегальная деятельность сект в Европейском союзе должна быть ограничена и пресечена и что свобода религий не оправдывает нарушений прав человека. В российском законодательстве имеются аналогичные нормы. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. В главе II, параграфе 6, разделе «В сфере духовной жизни» указывается на наиболее опасные угрозы информационной безопасности в этой сфере, в частности: на возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект. За последние десять-двенадцать лет в России наблюдается резкое увеличение количества религиозных деструктивных объединений. Уже определились сферы, объекты и субъекты их деятельности. Для противодействия религиозным деструктивным объединениям необходимо: - актуализировать апологетическую и реабилитационную деятельность миссионерских учреждений; - обратить внимание на проблемы апологетики в миссионерской деятельности; - изучение позиций СМИ и взаимодействие с ними в сфере духовной безопасности; - отработать правовые вопросы миссионерской деятельности; - наладить и укрепить взаимоотношения миссионерских учреждений и государственных силовых структур. Разработать план совместной работы в сфере духовной безопасности. Заключение Положения данной Концепции являются изложением обобщенной позиции в отношении миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. На практике каждая епархия может творчески развивать изложенные здесь идеи, сообразуясь со своими конкретными обстоятельствами и возможностями. Благодаря Бога за благодатную возможность развивать миссионерскую деятельность в современных условиях, отметим, что осуществление положений данной Концепции должно всегда иметь ввиду главную заповедь любви: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1Кор. 13.2.).
Категория: Миссия | Добавил: Piko (2006-06-25) | Автор: Piko
Просмотров: 3380 | Комментарии: 546 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории
Размышления [41]
Размышления
Практическая помощь [4]
Разъяснения к делу
Любовь [3]
Любовь, есть такое Слово...
Миссия [5]
Миссия, катехизация и религиозное образование.

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Об этом сайте

Душа. Духовность. Библия. Христианство. Православие, другие конфессии. Религии мира.

Вход на сайт
Поиск