"Хорошо сказанное (8)"



  Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.
* * *

  Отчего человек бывает плох? – От того, что забывает, что над ним Бог.
* * *

  Благословляющие уста не имут досаждения.
* * *

  Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадёт.
* * *

  «Лучше не исполнить чего-либо и укорить себя в глубине души за неисправность, - говаривал старец, - нежели всё выполнить и подумать, что хорошо сделал».
* * *

  Смех изгоняет страх Божий.
* * *

  Терпение есть мати утешения – вот что говорят святые отцы.
* * *

  Смотрит Господь на сердце человеческое и если видит сильное желание исполнить Его святую волю, то помогает ему ими же Сам веси судьбами.
* * *

  Удерживать буйство страстей благочестивым рассуждением.
* * *

  Лучше совсем не спрашивать совета старца, чем не исполнять его совета.
* * *

  Мир – это такое чудовище, что, если повернуть круто, разорвёт. И вот стал я постепенно освобождаться от уз мира, становилось всё легче и легче, и, наконец, совсем освободился от него.
* * *

  Святитель Исаак Сирин говорит: «Если на одну чашу весов положить множество добрых дел, а на другую молчание, то молчание перевесит».
* * *

  Впрочем, есть люди, живущие и в миру по-монашески, к которым не пристаёт мирская грязь, душа же их нераздельно принадлежит Господу. Это те, о которых сказал Лермонтов, что «они не созданы для мира, и мир был создан не для них».
* * *

  За умножение беззакония, изсякнет любовь (Мф. 24, 12).
* * *

  Если Богу угодно и вы займёте какое-либо начальственное положение в монастыре, то знайте, что это – тяжёлый крест. Отец Амвросий сговорил: «Монаху простому нужен терпения воз, а настоятелю – целый обоз».
* * *

  Нужно всегда думать о себе, что находишься в новоначалии.
* * *

  Христос ради послушания пришёл в мир, и жизнь человека на земле есть послушание Богу.
* * *

  Учил внимательности в мысли: «Перестаньте думать, начните мыслить. Думать – это расплываться мыслью, не иметь целенаправленности. Отбросьте думание, займитесь мышлением. Была «дума», которая думала, а не мыслила государственно – Наполеон думал, а Кутузов мыслил. Мысли выше дум.
* * *

  Он говорил о необходимости для писателя продумывать каждое слово: «Прежде чем начинать писать, обмакните перо семь раз в чернильницу».
* * *

  «Положение Иова - закон для всякого человека. Пока богат, знатен, в благополучии, Бог не откликается. Когда человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слушает и взывает: Господи, помилуй! Только мера унижения разная».
* * *

  Единство веры создаёт как бы среду для действия Благодати.
* * *

  Без молитвы душа мертва перед благодатью.
* * *

  Молитвой и словом Божиим всякая скверна очищается. Душа не может примириться с жизнью и утешается лишь молитвой.
* * *

  Надо трудиться, чтобы привлечь к себе Благодать Божию, если не будет борьбы, труда, то и Благодати не к чему будет прикоснуться.
* * *

  Отец Борис говорил, что путь христианина похож на путь Спасителя, поэтому у каждого человека, идущего ко спасению, должна быть своя маленькая Голгофа. Чтобы со спокойствием и верою принять её, необходимо, чтобы у каждого христианина был и свой Фавор, свой личный опыт знания Бога, Богообщения.
* * *

  Будем ходить как приставники к дому Владыки, пред очами Его, - тогда само собой явится страх Божий. Он сделается непогрешимым руководителем во всех делах наших, и не нужен станет нам совет человеческий. «Начало премудрости – страх Господень и совет святых Его – разум».
* * *

  Помышляй о суде и муках – и в твоё сердце вселится страх и внимание к своей судьбе.
* * *

  Каким бы ни был праведным человек, праведность эта не его, но от Бога, как говорит и апостол Павел: Благодатию есте спасении чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится (Еф. 2, 8-9).
* * *

  Как познать волю Господню: «Посредством молитвы, руководствуясь сердцем и совестью».
* * *

  Работай больше над собой, этим и себя исправишь, и Господу угодишь.
* * *

  Господь дал нам разум и сердце – разумом мы можем познавать истину, а сердцем предаваться ей вполне.
* * *

  Даровать исцеление физическое, просвещение духовное, осияние благодатное и долготерпение.
* * *

  Где смирение, там и простота.
* * *

  Если оставишь совершенно свою волю, то никогда не будешь ощущать невыносимой тяжести уныния.
* * *

  Покаяние есть горнило, всецело очищающее грех. Настоящая жизнь наша есть время покаяния.
* * *

  Но кроткая мысль пред Богом забвенна не будет.